Учреждение образования
"Ивацевичский государственный
аграрный колледж"
  |     |  
225295, Брестская обл., г. Ивацевичи, ул.Механизаторов, д.7; факс 8-01645-9-69-09; e-mail: ivgpl@brest.by

2022 год - Год исторической памяти

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЛАН
мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти

Скачать

План мероприятий УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» по проведению Года исторической памяти

Скачать

«Ибо без уважения к прошлому,
без традиций нет будущего,
нет государства и нет народа»

А.Г. Лукашенко

Во время новогоднего обращения к белорусскому народу Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 1, согласно которому в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти.
Какими событиями будут наполнены последующие 12 месяцев, еще предстоит узнать, так как Правительству поручено с участием Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти. Координация деятельности государственных органов и других организаций по выполнению этого плана также возложена на Правительство Республики Беларусь.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2022, 1/20091
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 января 2022 г. №1
Об объявлении 2022 года Годом исторической памяти
В целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа
п о с т а н о в л я ю :


1. Объявить в Республике Беларусь 2022 год Годом исторической памяти.
2. Совету Министров Республики Беларусь:
с участием Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти;
обеспечить координацию деятельности государственных органов, других организаций по выполнению названного плана.
3. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

День единения народов Белоруси и России

Щекин: Год исторической памяти должен стать экзаменом на национальную и культурную зрелость

7 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Год исторической памяти белорусскому обществу необходимо многое переосмыслить и понять, заявил БЕЛТА заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН кандидат философских наук Николай Щекин.
"В Год исторической памяти белорусскому обществу необходимо будет многое переосмыслить и понять. Что без традиций народ как таковой не может в принципе существовать. Религия в нашей истории всегда играла фундаментальную роль в воспитании и развитии личности, является уникальным явлением в возрождении духовной силы. Христианство стало для всего белорусского народа символом веры и надежны, скрепой исторической памяти и правды", - сказал Николай Щекин. По его словам, современное белорусское общество не видит себя вне церкви. "Так, по данным масштабного социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси и ЕсооМ, 65,5% доверяют церкви. Данный процент - это не просто высокая степень доверия, но прежде всего осознание белорусским народом своих ценностей и традиций", - отметил аналитик.
Николай Щекин подчеркнул, тысячу лет назад вера и церковь определили нам единственный правильный исторический путь, а сегодня сплотили нас перед угрозой, проявив лучшие качества белорусского народа - милосердие, величие духа, любовь к Родине, уважение к подвигу прадедов, гордость за героические страницы сложной истории, справедливость и совестливость, строгость. "За годы суверенной и независимой Беларуси Президент всегда проявлял особое и трепетное отношение к церкви и деликатность к вере граждан. Мы смогли выстроить уникальную историко-философскую и гражданско-государственную модель диалога церкви и государства. Именно эта белорусская модель диалога церкви и государства уберегла нас от раздора, внутренних духовно-исторических противоречий, что и стало основополагающим фактором единения белорусского народа и сохранения исторической памяти, духовной зрелости и душевного благополучия".
Аналитик добавил, что славянский мир, как и в целом православие и христианство, стоит перед серьезными вызовами времени. "И только единое прочтение исторической традиции сможет нас защитить от агрессии и зла, которое нам насаждают извне. Нельзя допустить духовной разобщенности и отрыва от христианских корней. Религия и церковь как часть исторической политики являются одной из граней национальной безопасности. Труден путь к правде, и неповторимая роль церкви в укреплении народного единства и исторической правды значима. Рождество Христово - это символ согласия в обществе, мира и надежды, ментальное взросление и чистый взгляд в будущее. Белорусский многострадальный народ заслужил религиозного мира и своей обители, которая бы оберегала святую землю Беларуси от всех невзгод", - констатировал он.

Бысюк: историческую память нужно в себе воспитывать

3 января, Брест /Корр. БЕЛТА/. Историческую память, как и патриотизм, нужно в себе воспитывать. Такое мнение выразил корреспонденту БЕЛТА директор мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" Григорий Бысюк, комментируя указ Президента об объявлении Года исторической памяти.
"Думаю, что это правильное и мудрое решение: в продолжение Года народного единства глава государства объявил Год исторической памяти. Эта тема для всех нас очень актуальная, своевременная, а для Брестской крепости она вообще неисчерпаема. Историческая память, патриотизм - не просто слова. И об этом надо не только говорить, а воспитывать в себе какими-то делами, поступками, относиться к нашей истории - Беларуси, белорусского народа, Великой Отечественной войны - бережно и внимательно", - сказал Григорий Бысюк.
Он обратил внимание на помощь, которую государство оказывает мемориальному комплексу в деле сохранения исторической памяти и исторической правды. За счет средств бюджета Союзного государства удалось решить ряд вопросов, связанных с капитальным ремонтом, консервацией зданий и сооружений, музеефикацией объектов Брестской крепости, созданы три новые экспозиции. Ожидается, что с 2023 года эти работы будут продолжены.
"Мы уже почувствовали, что, несмотря на пандемию, белорусов в Брестской крепости стало больше. Причем не на десятки человек, а на сотни, можно даже сказать, на тысячи групп у нас стало больше посетителей из Беларуси. И в целом в прошлом году мы приняли значительно больше посетителей из нашей республики, чем из других государств, в том числе России. Это нас радует. Значит, мы на правильном пути", - отметил директор мемориального комплекса.
Григорий Бысюк выразил уверенность, что объявление Года исторической памяти поможет расставить нужные акценты в этой работе. Будет разработан комплекс мероприятий, адресованных и молодежи, и взрослому населению страны. "Неслучайно тема сохранения исторической памяти нашла свое отражение и в проекте обновленной Конституции. Это все звенья одной цепи. Воспитывать гражданина нужно, опираясь на многовековую историю развития белорусского государства, культурные и духовные традиции нашего народа", - резюмировал руководитель мемориала.

Николай Васильевич Гойшик

(1927 -1944)

Короткую, но яркую жизнь прожил комсомолец Николай Гойшик. Этот светловолосый паренек ничем не выделялся среди своих сверстников. Коля вместе с ребятишками бегал в Яблонковскую начальную школу, с ними играл, смеялся, радуясь своему детству. В школе он первым из ребят вступил в пионеры, мечтал стать в будущем исследователем тайн природы.
Но мечтам паренька не суждено было сбыться. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На территории района стали образовываться первые партизанские отряды. Один из отрядов появился недалеко от деревни Корочин. Его командиром стал 21-летний молодой лейтенант Алексей Чертков, вместе с товарищами попавший в окружение. Отряд А.П. Черткова объединился с группой патриотов из деревни Ходоки под командованием Н.Х. Колтуна. Отряду присвоили номер 112, так как он был сформирован на 112 день войны. Именно с этим отрядом была связана семья Гойшиков. 13-летний Коля, отец Василий Демьянович, мама Ольга Андреевна, сестра Нина – все работали в подполье, были разведчиками, связными. Отец Коли не раз ходил в разведку, собирал необходимые для партизан данные, передавал оружие и боеприпасы. Очень часто туда, где нельзя было незаметно пройти взрослому, Василий Демьянович и Ольга Андреевна посылали Колю. Под видом пастушка, ищущего корову, одетый в рваную одежду, с пастушьей сумкой через плечо, Коля приносил ценные сведения о численности немцев в гарнизонах, о наличии техники, собирал оружие и боеприпасы. Распространял листовки…
Однажды, выполняя задание партизан, отец Коли Гойшика по доносу предателя попал в руки фашистов. Гестаповцы долго пытали его, но не выдал воленский коммунист товарищей по борьбе. Ничего не добившись, фашисты расстреляли его. Над семьей нависла угроза расправы и Ольга Андреевна с дочерью и сыном ушла в лес. Коле шел тогда 15-й год. Юному партизану не давала покоя мысль о том, как отомстить захватчикам за смерть отца. Он активно включился в партизанскую жизнь, мечтая попасть в комсомольскую диверсионную группу. Открытого, веселого, подвижного паренька очень любили в отряде. Обладая цепкой памятью, Николай приносил из разведки ценные сведения, за которые не раз получал благодарности от командования.

В апреле 1943 года Колю принимали в комсомол. На собрании он выступил с просьбой зачислить его в комсомольскую диверсионную группу Мити Шмуратко, в которой воевал его лучший друг Алексей Савощик (в отряде все звали его Леней). Командование отряда удовлетворило просьбу юного партизана. Группа Шмуратко уже имела серьезный опыт диверсионной борьбы.
Вскоре была проведена первая боевая операция с участием Коли. На участке между Пинском и Городищем был подорван эшелон с боевой техникой. Во многих боевых операциях участвовал Николай Гойшик. Пустил под откос 7 вражеских эшелонов, 6 паровозов, десятки вагонов с живой силой и техникой противника, в их числе эшелон подорванный на железной дороге Пинск—Кобрин накануне 26-й годовщины Октября. 18 февраля 1944 года Николай с группой товарищей совершил диверсию на железной дороге Пинск—Лунинец, в результате чего был уничтожен паровоз и 7 вагонов с живой силой противника, убито и ранено 125 немецких солдат и офицеров. Принимал участие в нападении на немецкую автоколонну на шоссе Берёза—Бронная Гора, во время которого партизаны уничтожили 19 автомашин. Вместе со своим товарищем Алексеем Плаксиным взял в плен вражеского пулемётчика во время засады на шоссе Берёза—Пески.
На 24 апреля 1944 года готовилась комсомольская конференция партизанской бригады имени Дзержинского. А вечером 23 апреля стало известно, что в 3 часа ночи через станцию Ивацевичи должен пройти поезд с танками, снарядами и солдатами в направлении Минска, где немцы пытались остановить натиск наших войск. Нужно было во чтобы-то ни стало не пустить этот эшелон. Николай стал проситься на задание. Он очень хотел сделать подарок конференции. На счету комсомольца семь взорванных эшелонов, уничтожены десятки фашистов. Командир принял решение отправить на задание вместе с Колей его лучшего друга Алексея Савощика, с которым они участвовали во многих боевых операциях. …До прихода поезда оставалось полчаса, и фашисты тщательно следили за путями. Ребята, выбрав удобный момент, подползли к последним кустикам. Дальше – открытое место. Ракеты взлетают над железной дорогой. Видно, как по насыпи ходят немецкие патрули, а со стороны Нехачева уже слышен стук и пыхтение паровоза. Николай подполз к железнодорожному полотну, попросив Леонида прикрыть его. В это время на путях показался немецкий патруль. Подрывник замер. Фашисты, ничего не заметив, прошли мимо него. Коля молниеносно бросился к рельсам. Быстро работают руки, мина установлена. Теперь без промедления назад. Но поезд совсем близко…
От страшного взрыва задрожала земля. Паровоз полетел под откос. На него с треском и скрежетом поползли вагоны. В них нашли смерть, многие десятки захватчиков, уничтожена боевая техника врага. Почти надвое суток вышла со строя железка. Коля был смертельно ранен. Ценой своей жизни юный мститель преградил путь еще одному эшелону врага…
Приказом начальника Белорусского штаба партизанского движения от 27 апреля 1945 года за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Н.В. Гойшик награжден медалью «Партизану Отечественной войны 1-й степени» (посмертно).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1948 года за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Н.В. Гойшик награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени» (посмертно).
В 2005 году Н.В. Гойшик наградили орденом «Святого князя Александра Невского 1-й степени» (посмертно) Академией Проблем Безопасности, обороны и правопорядка. Награждение проходило в Москве в зале Победы Центрального музея Вооруженных Сил у священного Знамени.

Свято чтут память своего земляка, юного героя-партизана жители Ивацевиччины. Недалеко от того места, где совершил свой подвиг Николай Гойшик, между Ивацевичами и деревней Михновичи, установлен памятник. Похоронен Коля в братской могиле советских воинов и партизан в сквере у кинотеатра «Партизан» города Ивацевичи. Имя Гойшика носят улицы в Ивацевичах, Ганцевичах и Минске. Его именем названы школа в деревне Яглевичи Ивацевичского района. Белорусский писатель и поэт Виктор Николаевич Шимук написал очерк «Коля Гойшик» и посвятил ему поэму «Возле Бронной горы».
Отвага, мужество и героизм Николая Гойшика, служат великому делу патриотического воспитания молодежи.

"Нас отстреливали, как диких зверей". История убийства евреев в Ивацевичах

11 августа 1942 года в Ивацевичах раздетых донага евреев поставили на край ямы и расстреляли.
Ивацевичи — небольшой городок в Брестской области. Как рассказывает историк Леонид Смиловицкий, после прокладки железной дороги Брест — Москва в 1871 году здесь возникло поселение лесоразработок. Дороги соединяли городок с Россией, Литвой, Польшей и Германией. Древесину, которой было в окрестностях множество, отправляли на экспорт. Здесь существовал крупнейший массив ненарушенных болот, а Огинский канал соединял реки Ясельда и Щару. Местные жители любили говорить, что так соединяются Чёрное море с Балтийским.
Согласно переписи населения, которая проходила в 1939 году, в Ивацевичах жили более 1500 человек, из них евреев — около 120. К началу Великой Отечественной войны еврейское население увеличилось более чем в два раза: приехали беженцы из Польши. По разным данным, их было от 200 до почти 400 человек.



До войны они работали сапожниками, портными, парикмахерами, аптекарями. Были и те, кто заведовал лесным делом, — Хаим Рожанский и Бенцион Липман Копелянский. Была небольшая синагога с раввином. Тихий, уютный городок.
Гетто
Немецкая армия вступила в Ивацевичи 24 июня 1941 года. Они заявили, что в пользу рейха конфискуют всё государственное имущество и собственность евреев. Людей лишили жилья, скота, хлеба. В их домах поселились немцы. Штаб они обустроили у семьи Копелянских.
Здесь же открыли две тюрьмы, военную комендатуру и полицейский участок. Фашисты объявили комендантский час — всех, кто появлялся позже, объявляли партизанами и сразу расстреливали. Ночью фашисты могли открыть беспорядочный огонь по местным жителям. Так гибли целые семьи, которые просто оказались на улице в неурочный час.



Заключённые в тюрьмах умирали от голода, давки, нехватки воздуха.
Немцы на городской площади установили виселицу и практиковали публичные казни. Они вешали за малейшие подозрения якобы в связи с партизанами или саботаж. Во время казни на площади должны были присутствовать все жители города. Место, куда насильно перевели евреев, гетто, сделали на окраине города. Небольшую территорию обнесли колючей проволокой, куда насильно сгоняли людей. Заключённых выводили на уборку или стройку, на погрузочные и разгрузочные работы на железнодорожной станции, расположенной неподалёку.



Узникам выдавали в день всего 200 граммов хлеба. Исключение делали для тех, кто мог быть им полезен не как "рабсила", а как специалист. Например, для кузнецов или тех, кто умел ремонтировать автомобили.
Евреям приказали нашить на одежду жёлтые шестиконечные лоскуты материи. Некоторые жители города, вспоминает Смиловицкий, пробирались к узникам и просили отдать те ценности, что они смогли унести с собой, — "вас всё равно убьют". Единственным вариантом спасения было сбежать в лес, к партизанам.
Старостой был назначен Бенцион Копелянский. Такое решение приняли в том числе потому, что он мог говорить по-немецки. Среди узников была и дочь Бенциона, Сара. В 1942 году девочке было всего 17 лет. В феврале 1942-го евреев из Ивацевичей пешком погнали в Коссово (белорусский город в 14 километрах. — Прим. ред.). Был ужасный холод, началась метель. Некоторые отморозили руки и ноги. У родной тёти Сары были отморожены пальцы на руках. Однако узников вернули обратно.
Спасение девочки
Летом 1942 года евреи неоднократно обсуждали, что близится их конец. Фашисты этого, в общем-то, и не скрывали. Неизвестна была лишь дата.



В самом начале августа Бенциону предложила помощь в спасении Сары полька Былина. Женщина однажды уже укрывала молодого врача из Варшавы. Для Сары это был единственный шанс на спасение.
Ночью девушка смогла добраться до дома польки. Та до неузнаваемости изменила ей внешность, "поправив" причёску, положив горох под верхнюю губу и надев на неё безразмерные юбки, а также повязав на голову платок. В дом девушку пускали только по ночам, днём же она пряталась за деревьями в саду.
Массовое убийство
"Ночью 11 августа 1942 г. мы услышали крики "хальт" — это немецкие солдаты ворвались в гостиницу с заднего двора. Через кухню, разбрасывая горшки и кастрюли, они пробирались к жилым комнатам. Мы бросились в окно в нижнем белье. На руках у меня был полуторагодовалый Самуэль. К несчастью, отец, который был наполовину глухим, побежал в другом направлении. Мой шурин Баррель тоже прыгнул в окно, а его 12-летняя дочь Баел, которая спала рядом, так и не проснулась, несмотря на всю суматоху. Арон ускользнул у карателей из-под носа и спрятался на огородных грядках. Он видел, как нацисты вели евреев с кричащими детьми к вырытой траншее. Нацисты устроили резню на глазах у местных жителей, которые спрашивали, почему дети виноваты", — вспоминала одна из тех, кому удалось спастись в ту ночь.
Евреев заставили выкопать яму размером 10 метров в длину, пять метров в ширину и два метра в глубину. Один из немецких начальников предложил Бенциону свободу, но тот отказался.
— Нас похоронят, но смерть найдёт и вас! Вороны выклюют вам глаза! — крикнул он во время расстрела.
В убийстве участвовали литовские добровольцы из отряда СС и украинские полицаи. Тех, кого не убили сразу, добивали штыками или закопали заживо.


Сара
В этот же день Сару провожали в лес местные девочки. Чтобы двух проводниц не заметили, они держались на большом расстоянии. У всех в руках были корзины с бутылками для молока. Они преодолели мост через реку Гривда, дошли до леса и примкнули к партизанам.
Впрочем, даже тем, кому удалось избежать смерти в Ивацевичах, было тяжело в лесах.
— Условия жизни стали бесчеловечными, и многие евреи умерли. За два года мы пережили не одну блокаду нацистов. На нас охотились и отстреливали, как диких зверей, и мы всё время искали новое убежище. Ели почти одну картошку, особенно трудно приходилось зимой, когда мы спали на снегу вокруг костра. Огонь можно было разложить, только если близко не было немцев. Нас продувал ледяной ветер насквозь, было трудно дышать, но воля к жизни взяла своё. Немецкие облавы стали обычным делом. Мы старались использовать разные пути, чтобы не дать себя выследить. Когда был снег, мы шли след в след, а потом заметали за собой дорожку, — писали те, кому удалось выжить. Они строили шалаши из веток, чтобы укрыться от снега, копали землянки, которые накрывали мхом, чтобы немецкие патрули случайно не обнаружили их.
— В лесу был раввин из Ивацевичей. Он пережил настолько тяжёлое душевное потрясение, что лишился рассудка. Я видела, как накануне своей кончины он ел пепел от костра. Потом начались болезни, многие погибли от сыпного тифа. Для заболевших людей мы отвели отдельные землянки. Среди нас был врач, который ставил диагноз, но не знал, чем лечить, — вспоминали выжившие.
Многие, в том числе и Сара, помогали партизанам. Её даже наградили медалью "Партизану Отечественной войны". Она прошла краткосрочные курсы и стала медсестрой в Познани.
Освобождение
Ивацевичи были освобождены 12 июля 1944 года. Перед отступлением немцы сожгли там большинство домов. В некоторых соседних деревнях немцы собирали местных жителей и сжигали их вместе с хозяйственными постройками. Из более чем 300 погибших при расстреле установить личность комиссия ЧГК СССР смогла только у 56 человек.
***
После войны Сара вышла замуж, мигрировала в Австрию. Некоторое время жила в Германии, после — в Австралии. Именно здесь в 1949 году у неё родился первенец — сын Боб. Её супруг Адам работал в General Motors, она стала воспитательницей в детсаду. Здесь у них родился второй ребёнок — дочь Барбара.



Сара выучилась в Мельбурнском университете. Она знала семь иностранных языков, увлекалась философией, прекрасно разбиралась в живописи. Женщина проработала гидом в Художественном музее Мельбурна 27 лет.

ГЛАВНАЯ