Учреждение образования

"Ивацевичский государственный
профессиональный лицей
сельскохозяйственного производства"

Русский  |  English

Библиотека – это храм
В душе разумного создания,
Здесь по тяжёлым стеллажам -
Веками собранные знания

Приглашаем посетить нашу библиотеку!

 

 

Наталия Михайловна
Сергейчик

библиотекарь
первой квалификационной  категории
тел. 8-01645-2-77-43

Режим работы библиотеки:
понедельник
с 11.00 до 20.00
обед с 14.30 до 15.30

вторник
с 10.00 до 19.00
обед с 14.00 до 15.00

среда
с 11.00 до 20.00
обед с 14.30 до 15.30

четверг
с 10.00 до 19.00
обед с 14.00 до 15.00

пятница
с 08.00 до 17.00

последняя пятница месяца санитарный день

     
Библиотека является структурным подразделением профессионального лицея и его информационным центром, обеспечивающим учебной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями, ЭСО всех своих читателей.
Фонд библиотеки на 01.09.2018 г. насчитывает: 22274 экземпляра;
из них учебной литературы - 8807 экземпляра;
электронных изданий - 17 шт;
периодических изданий – 34 наименований.
Библиотека располагает двумя компьютероми с подключением к Internet, принтером, ксероксом, ЖК телевизором.
В библиотеке можно:
• Взять книгу на дом;
• Почитать периодику;
• Подобрать материал для реферата;
• Интересно подготовить домашнее задание;
• Подготовиться к информационному часу;
• Поработать с электронными источниками информации;
• Найти ответ на интересующий вопрос;
• Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями в читальном зале;
• Познакомиться с книжными выставками;
• Получить библиографическую справку;
• Принять участие в библиотечных мероприятиях.

2018 год. То, с каким духовным багажом мы двигаемся дальше, зависит от каждого из нас. Мы можем и должны сделать свое культурологическое пространство более содержательным. Тем более, душа всегда жаждет интеллектуальной пищи. Благо, этот год буквально насыщен памятными датами. Напомним читателям о юбилеях чрезвычайно важных для нашей культуры книг.

«Белорусы»
115 лет назад, в 1903 году, был издан первый том знаменитого труда уроженца села Лаша Гродненского уезда Евфимия Карского. Эту энциклопедию белорусоведения современные исследователи считают наивысшим достижением европейской славистики своего времени. Обобщив этнографические исследования XIX века, ученый сумел обосновать национальную самобытность белорусов и засвидетельствовать, что наш народ имеет богатую и оригинальную культуру и древние традиции.

«Жалейка»
110 лет назад, в 1908 году, увидел свет первый сборник Янки Купалы. Книгу молодого поэта выпустило петербургское издательство «Заглянет солнце и в наше оконце» невероятным, по нынешним временам, тиражом 4 300 экземпляров. В числе 95 стихотворений в сборник было включено и программное «А хто там ідзе?», переведенное затем более чем на 80 языков. Критик Лев Клейнбарт отметил, что сборник «Жалейка» отражал национальный подъемтогдашнего общества. При этом книга имела непростую судьбу – она дважды изымалась царскими властями.

«Беларуская граматыка для школ»
100 лет назад, в 1918 году, кандидатом филологии Петроградского университета Брониславом Тарашкевичем была издана книга, открывшая новую эпоху в развитии белорусского литературного языка – первая грамматика. Издание увидело свет в Вильно в типографии Мартина Кухты под эгидой Белорусского комитета, причем сразу в двух вариантах – латиницей и кириллицей.
О становлении унифицированного литературного языка создатель грамматики писал: «Кожная гутарка дабівалася, каб заняць пачэснае месца ў нашым пісьменстве… Трэба было часу, каб само жыццё паказала, якая гутарка мае найбольш сілы і здатнасці на тое, каб зрабіцца асновай літаратурнай мовы. Трэба было часу, кабпраявіліся ў пісьменстве ўсе, якія толькі ёсць у асобных гутарках, чыста беларускія асобнасці». Тарашкевич ввел для литературного языка грамматическоеоформление и нормированное правописание.

«Новая зямля»
95 лет назад, в 1923 году, увидела свет знаменитая поэма Якуба Коласа – первое в нашей литературе крупное эпическое произведение, за которым прочно закрепилось и название «Энциклопедия жизни белорусского крестьянства». Классик начал писать поэму в то время, когда готовилась Столыпинская аграрная реформа, и история произведения непосредственно связано с тем, как решался земельный вопрос в Российской империи и позднее в СССР.

«Каласы пад сярпом тваім»
50 лет назад, в 1968 году, вышел роман уроженца Оршанской земли, «рыцаря белорусских замков» Владимира Короткевича. Эту книгу по праву называют главной в творчестве писателя: в ней воссоздана широкая панорама жизни белорусского народа, передана атмосфера в обществе накануне восстания 1863 года. Осмысливая события XIX века в романе, писатель задумывается об исторической судьбе Беларуси.
Юбилей – это прекрасная возможность оглянуться назад и начать более серьезно интересоваться своим наследием. Ведь, как сказал Владимир Короткевич: «Кожны чалавек носіць сваё неба з сабой». А главное для нас, белорусов – земля и небо Родины. Будем носить свое небо с собой. Возле сердца.

У книг, как и у людей, бывают разные судьбы. Одни, не успев появиться на свет, забываются, а другие идут с нами по жизни. Надеемся, что и вы их помните.
505 гадоў пражскім выданням кніг Фр. Скарыны “Эклезіяст”, “Царствы”, “Песня песням”
500 гадоў паэме М.Гусоўскага “Песня пра зубра”
440 гадоў “Азбуке” І.Федарава (1578)
105 гадоў зборніку вершаў М.Багдановіча “Вянок”
105 гадоў “Шляхам жыцця” Я. Купала (1913)
105 гадоў “Нѐманаў дар” Я. Колас (1913)
95 гадоў “Магіла льва” Я. Купала (1923)
90 гадоў “Сын вады” Я. Маўр (1928)
75 гадоў “Сцяг брыгады” А. Куляшоў (1943)
70 гадоў “Вавѐрчына гора” В. Вітка (1948)
55 гадоў “Калінавая рукавічка” А. Васілевіч (1963)

2018- Год малой родины

В библиотеке оформлена выставка-панорама, посвященная Году малой родины “Тут Радзімы маёй пачатак”. В этом учебном году Неделя юношеской книги проходила под девизом «Я эту землю Родиной зову». В рамках недели были проведены следующие мероприятия: заочная экскурсия «Запрашаем у Марачоўшчыну», познавательный час «Знакамітыя людзі Івацэвіччыны», классный час «Анатоль Галушка: штрыхі да партрэта», экологическое путешествие, культаралагічная виктарына “Вандроўка па родным краі” , фотоэкскурсия “Прыродныя жамчужыны Івацэвіцкага края”, “Родныя прасторы”. Активными участниками и зрителями этих мероприятий стали учащиеся группы 429, 452 ,учащиеся третьего и второго этажей общежития. Для открытого просмотра литературы «Ганаруся, табой, мой край» использовались произведения местных авторов Я. Пархуты, А. Галушки, А. Зайки, В. Гапеева, В. Мороза и др. Читатели библиотеки с удовольствием познакомились с творчеством предложенных библиотекой авторов.

ГОРОД ЗА ГОД ДО 500-ЛЕТИЯ

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ГЛАВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ.

Железнодорожная линия Москва - Брест пересекает наш город и является одной из главных транспортных магистралей не только района или области, но и всей республики. Что мы знаем об истории этой железной дороги? Ходит предание, что через Ивацевичи дорога прошла случайно. Первоначально ее планировали провести через крупный населенный пункт того времени местечко Коссово. Но коссовские купцы, побояшись конкуренции, дали кому надо взятку и дорогу передвинули в Ивацевичи. В итоге именно благодаря железной дороге начался бурный рост поселка Ивацевичи, который позже превратился в город, и, во многом благодаря дороге, стал районным центром. Давайте узнаем кто, когда и почему строил дорогу. Строителем и владельцем самой крупной железнодорожной магистрали дореволюционной Беларуси — Московско-Брестской (после 1912 года — Александровской) — становится уроженец Полтавщины, петербургский финансист Абрам Варшавский.
В 1868—1870-х годах он выступает подрядчиком на строительстве Московско-Смоленской железной дороги, концессия на которую выдана рижскому бизнесмену Александру Шепелеру и франкфуртскому Bankhaus Gebrueder Sulzbach. Они создают «Общество Московско-Смоленской железной дороги», в котором фактическим владельцем является Абрам Варшавский.
В 1870 году правительство, чтобы продлить дорогу от Смоленска до Брест-Литовска, готовит торги на новую концессию. Но волевым решением министр путей сообщения передает ее на безальтернативной основе Абраму Варшавскому и его партнерам. В 1871 году после завершения строительства трассы, в пределах белорусских губерний пересекшей Оршанский, Сенненский, Борисовский, Минский, Новогрудский, Слонимский, Пружанский и Брест-Литовский уезды (всего — свыше 600 километров), для эксплуатации двух объединенных дорог создается «Общество Московско-Брестской железной дороги». Концессия на нее действительна в течение 1871−1952 годов.
В ходе проектирования Смоленско-Брестской линии возникают горячие споры по ее направлению. Изначально путь от Смоленска до Бреста планируется проложить в направлении Бобруйской крепости и Пинска. Но этому противятся военные авторитеты того времени — военный министр и автор всеобщей воинской повинности Дмитрий Милютин и герой обороны Севастополя инженер Эдуард Тотлебен. С их точки зрения линия Брест-Литовск — Кобрин — Минск — Могилев — Смоленск важна для подвозки военных подкреплений на фронт, а расположенные среди лесов и болот земли Бобруйского и Пинского уездов вряд ли в грядущей войне будут находиться в центре военных действий. К ним в итоге прислушаются за одним исключением — вместо Могилева выбирают Оршу.

Труд рабочих-строителей, в большинстве своем крестьян из окрестных деревень, был необычайно тяжел. Вот что писал очевидец строительства врач Д.Никитин: «Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до заката солнца. Часто приходилось трудиться на болотах по колено в воде, в дождь или солнцепек, копая землю и отвозя ее тачкой. Наиболее тяжелый труд был у тачечников, везущих 15 – 20-пудовую тачку, балансируя по доскам, что приводило к мучительным болям в руках, ногах и пояснице от такого страшного напряжения. Добавьте к этому недоброкачественную пищу, а в качестве жилья – наспех сооруженные землянки, шалаши, «балаганы» из досок и глины, в лучшем случае – сараи с земляным полом. Антисанитария, отсутствие даже намека на охрану труда приводили к многочисленным заболеваниям и травмам, нередко со смертельным исходом».
Дорога управляется из рук вон плохо и даже среди других частных линий выделяется огромными долгами. «Общество Московско-Брестской железной дороги» становится одним из первых, в котором государство вынуждено ввести в качестве эксперимента свой финансовый контроль и направить в правление антикризисныхпредставителей. Дела у Абрама Варшавского идут тоже плохо, особенно после того как вскрываются его аферы при поставке продовольствия в 1877—1878 годах для воюющей с Турцией российской армии. В 1888 году ему откажет в финансовой поддержке даже родной сын Леон, и этого удара Абрам Варшавский не переживет.
Государство выкупит у его сыновей и других акционеров акции «Общества Московско-Брестской железной дороги» в 1896 году за 100 млн рублей и спишет долги общества еще почти на 90 млн рублей.


Железнодорожный вокзал в г.Ивацевичи 30-е годы ХХ века

В первые годы после начала движения по магистрали путь от Москвы до Бреста товаро-пассажирский поезд №1 проходил за 79 часов 30 минут. Из Минска он выходил в шесть часов вечера и по прошествии полутора суток в шесть часов утра прибывал в город над Бугом. Поезд шел не спеша – его скорость не превышала 45 километров в час, через каждые 20 – 25 километров он останавливался и подолгу стоял на станциях, где паровоз заправляли водой и топливом. В холодное время года проводники приносили ведра с горячими кирпичами в вагоны второго и третьего классов, вагоны первого класса отапливались печами.

>
Карта железных дорог начала ХХI века

ДУГА СТРУВЕ

Слышали ли вы когда-нибудь о «Дуге Струве»? Даже многие коренные жители города не знают об этом уникальном памятнике научно-технической мысли 19 века, расположенном на окраине Ивацевичей.
Геодезическая дуга Струве — сеть из 265 триангуляционных пунктов (2820 км), которая пересекает с севера на юг 10 государств (Норвегию, Швецию, Финляндию,Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Беларусь, Украину и Молдову). Создавалась с 1816 по 1852 год с целью определения размеров Земли. Названа по имени создателя — российского астронома Василия Яковлевича Струве. В течение нескольких десятков лет проходили измерения и было доказано, что Земля имеетформу не идеального шара, а эллипсоида. Полученные в результате постройки измерениястали настоящим прорывом в асторономии. Благодаря Дуге Струве были полученыабсолютно точные данные о размере и форме нашей планеты. Считается, сто проект астронома – одно из величайших достижений не только астрономии, но и геодезии и географии. Благодаря ей, ощутимым толчком в развитии получила картография. Считается, что и поныне результаты, полученные Струве, имеют погрешность всего в несколько сантиметров! Это поистине удивительно, если брать во внимание тот, факт, что за 200 лет рельефы изменились довольно сильно.
До настоящего времени сохранилось 34 пункта дуги, в Беларуси таких пунктов 19 (по некоторым данным — 22), часть их них — в Брестской области и три из них находится в Ивацевичском районе. Они расположены в деревнях Великая Гать, Долгое и в самом городе Ивацевичи. К столетию строительства ивацевичскогопункта здесь был возведен мемориальный знак, который советуем обязательно посмотреть при визите в Ивацевичи. Ведь Дуга Струве – это торжество человеческого разума, торжества науки и научных достижений, благодаря которым сейчас живём и процветаем.